Male C. Pig a.k.a. Svinopolist (piggymouse) wrote,
Male C. Pig a.k.a. Svinopolist
piggymouse

It's Touching; или О великих творческих династиях

Один из самых трогательных моментов в истории мировой музыки случился при исполнении песни "Whippin' Post", завершающей "Does Humor Belong In Music?" — концертный альбом 1986го года от Фрэнка Заппы и The Mothers Of Invention. Сегодня как раз в цикле переслушивал.

В середине 1980х Отцу зарабатывать деньги уже было не надо и он после десятилетнего производства внешне общедоступной музыки стремительно декоммерциализировался. Последний тур перед окончательным переходом к академической карьере (и из неё вскоре в вечность) Отец отыграет через три-четыре года и покажет миру на прощание такое количество средних пальцев, которого бы хватило на население небольшого города. Но и в 1984-86м он уже в общем почти не сдерживался. Предпоследний трек на DHBIM, если кто помнит, это шестнадцатимнутный "Let's Move To Cleveland!", вещь джазовая и отнюдь не попсовая (guest solo Завода чего стоит). Последний состав Мамочек там показывает, на что способен, а способны они были практически на всё (как позже покажет исполнение "Stairway To Heaven" в финале TBBYNHIYL).

И вот после этого апофеоза цветущей сложности начинают Мамочки отыгрывать "Whippin' Post", появлением которого в репертуаре Отца, как и многим хорошим в жизни, человечество, как известно, обязано сумрачному финскому алкоголизму. Ну рокенролльная такая вещь, простая как котлета, чего уж там. Спели-сплясали и наконец настаёт время гитарного соло. И тут, весь из себя в коротких штанишках, вперёд выходит, становится на табуреточку и начинает играть пятнадцатилетний Двизил Заппа.

Мамочки, видя как Двизил залезает на табуретку, сразу прекращают выпендриваться, заводят совершенно прямолинейный аккомпанемент и всем своим видом говорят ему: "Давай, пацанчик, урежь, всё будет чики-пики, не ссы, мы тут все с тобой, 4/4 триолями, не заблудишься."

И Двизил урезает соло. Очень кстати технически грамотное, особенно для пятнадцатилетнего. Видно, что из хорошей семьи мальчик. Но! — будем честны друг с другом — очень скучное такое соло. Пальчики-то по грифу бегают бойко, но фантазия у подростка ещё не отросла. Получается в целом как критик Рондарев не любит — с диким пубертатным пафосом про эльфов и космические корабли. Ну то есть пожилому Блэкмору было бы не стыдно, но фамилия Двизила-то отнюдь не Блэкмор. Мамочки же не креативят, боясь сбить мальчишку с мысли, и методично чешут одно и то же как басист из известного анекдота.

Через пару минут у Двизила явно кончается запал и он начинает выдавать уже какие-то совсем общие мысли. И тут сбоку мягко-мягко, крайне неназойливо вступает Отец.

Удивительно неагрессивно вступает, совершенно нетипичным для себя образом, смиренно даже, как будто это не циничные Мамочки, а группа Can какая-нибудь, а он не Отец, а какая-то простихосподи Мать Тереза. И тихонечко говорит: "Сынище, ты классный, офигенно всё делаешь, давай теперь может попробуем как я ещё тебя учил, ну вот давай в соседнюю тональность сходим."

Двизил нервно вскидывается, начинает как-то яростно-демонстративно дрочить гитару и шёпотом цедит: "Ну папа, блин, ну что ты лезешь ко мне как к маленькому, ЛЮДИ БЛИН СМОТРЯТ!!!" И, чтобы показать свою независимость, продолжает лабать свои три аккорда про эльфов.

Отец отступает, но, хоть и немного грустно, продолжает присутствовать в дуэте. Играет он, такое ощущение, как будто думая о чём-то своём. Он при этом всё равно понемножку пытается сдвинуть сына с мёртвой точки и периодически буквально одной нотой показывает ему: "Смотри, вот сюда ещё сходить можно." У Двизила же в общем уже совсем иссяк креатив, но он соло не сдаёт и упрямо крутится на одном месте.

И тут Отец, тоже очень мягким движением, приподнимает сына с табуретки и вместе с ним на руках, не заглушая его, высказывается уже совершенно своим голосом и в конце концов сдвигается в совсем взрослую хроматику. А потом поворачивается к офигевшим Мамочкам и показывает, что разработка кончилась и можно делать мостик. Двизил не сразу соображает, что произошло, но к моменту последних Отцовских арпеджио уже может только почти беззвучно открывать рот. А когда Мамочки с короткого мостика переходят в коду, Отец стоит, обняв сына, и оба они молчат.

(Не могу удержаться и не добавить — как Анакин с Люком, у которых всё в жизни как-то хорошо сложилось, совершенно без участия Тёмной стороны.)

Я вот сына вряд ли чему-то такому же крутому и настоящему в жизни научу.

Tags: music, parenting, personal, zappa
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments