Male C. Pig a.k.a. Svinopolist (piggymouse) wrote,
Male C. Pig a.k.a. Svinopolist
piggymouse

  • Music:

К вопросу о роли Трента Резнора в мировой революции

Abstract: Applying previously proposed EHR-driven categorisation of the post-industrial scene to Nine Inch Nails artistic legacy.


NB: Draft version, to be proof-read later, please excuse typos, mistakes, or quirks. Дописал и спать пошёл.

(TWIMC: Повод к написанию — злость на коллегу Андрея, признавшегося в недостаточном преклонении перед NIИ).

Мне кажется очень странным, когда коллега, в целом достаточно чуткий к пост-индастриалу как мета-жанру, внезапно сообщает, что "NIИ слушал, но не любил никогда особо". Изначально моя реакция на слова коллеги была чисто эмоциональной. Затем я стал пытаться её обдумывать и, как мне кажется, могу объяснить своё удивление словами.

Для этого я бесстыже воспользуюсь своим пересказом дефинитивной книжки Киннана "England's Hidden Reverse", который я написал почти ровно три года назад. Написал я его во многом для красного словца и попробую сейчас то же самое раскрыть в более серьёзном духе.

Disclaimer: Как учит нас многажды цитированный мной коллега Завилейский, любая категоризация социального есть упражнение в разложении реальности по неортогональному и ненормированному базису.

I. Базовая категоризация

Итак, на мой взгляд пост-индустриальная сцена приблизительно представима следующей диаграммой Венна:

Опишу основные категории более подробно. Номера 1, 2 и 3 ссылаются на мой прошлый текст, но описание я сейчас буду делать в несколько другом порядке.

3. Meaning: Conveying the artist's message by alluding to emotionally loaded concepts and archetypes (usually mythological, religious or esoteric) and/or by explicitly revealing and addressing deeper, less well controlled and possibly socially disapproved emotional states and psychological drives. Я тут ссылался прежде всего на apocalyptic folk как образцовых представителей третьей категории. Важно, что третья категория это существенно текстовое, обычно поэтическое искусство, лириксы там крайне важны. Стоит также отметить, что всякая эзотерическая хрень там обычно серьёзного уровня. Какому-нибудь волосатому TNBM-щику обычно достаточно, условно говоря, поцеловать козла в жопу. Сравните это с творчеством позднего Тибета, что в коптской трилогии C93, что в Myrninerest. Одна строчка у Тибетушки может быть про то, как он в ходе долгого развода совсем поиздержался и ему закрыли кредитную карту, а соседняя строчка может быть написана по-коптски и гуглить её бесполезно, потому что не все используемые там буковки успели попасть в текущую версию Unicode, в бумажном словаре смотреть скорее всего тоже бесполезно, потому что где же ты возьмёшь такой бумажный словарь, но в общем заранее ясно, что про кредитные карты там речь не идёт, потому что откуда у коптов кредитные карты — не было их никогда и нет, да и не будет, потому что до Второго Пришествия осталось всего 10-15 лет и засетапить нужную инфраструктуру в египетской пустынной глубинке к тому времени скорее всего не успеют. Надо впрочем признать, что из других титанов этой категории ни DIJ, ни Rome так над слушателем не издеваются.

2. Sound: Directly affecting listener's mind by selectively using aural perceptions (especially timbre) realised in non-traditional, experimental, or otherwise unusual ways. Cruel and unusual, я бы сказал, хотя это в общем ко всем обсуждаемым тут жанрам относится. Я, поскольку обсуждал конкретно мир, описанный в книге Киннана, ссылался на Стэплтона и Coil, но сюда же относятся всякие нойзы, дроны и много других современных нам наследников немецких и японских учёных-медиков времён Второй мировой войны. Сюда же я в общем отнёс бы сейчас и IDM (по крайней мере, его более радикальные проявления), несмотря на его чуть большую популярность среди широких народных масс. Вторая категория чаще всего существенно бессловесна. Текста там или нет, или он бессмысленен и играет сугубо декоративную роль — обычно авторам просто хочется вынести нам мозг через hard reset отделов, отвечающих за парсинг языка или за слуховое восприятие человеческой речи. В качестве яркого примера желающие могут ознакомиться с лириксами к бессмертной песенке "Rock 'n Roll Station".

I'm in a Rock 'n Roll station and I'm waiting for Michael who's not here.
Brand new Cadillac. Grossmodelle. Schwett. 
Do you remember? It was 1959. The observatory. What a strange story!
Rock 'n Roll session is a session where we can do what we want to do.
Schwett. Grossmodelle. Jack's bicycle is music to my ears. 
Grossmodelle. Schwett. Everything is possible. Possible. Possible.
Rock 'n Roll station is a second pirate session of a strange wax. Grossmodelle. 
Listening. Listening. Listening to an outlaw Rock 'n Roll session. Outlaw. Outlaw.

Хотя в общем-то всё, что обычно хотят сделать авторы из второй категории — это вынести нам мозг. А средства они постараются найти.

1. Accessibility: Reusing the industrial legacy within a more conventional and/or accessible musical framework, often enjoying a non-trivial commerical success (but not necessarily focusing on such). Ну тут, понятное дело, EBM является одним из лучших примеров, причём не Front 242, а что-нибудь такое совсем подростковое, типа Funker Vogt. Но в общем и очень многое из раздела "industrial rock" относится сюда же. Сам по себе коммерческий успех тут является конечно довольно относительным критерием — мы всё равно говорим о достаточно нишевых жанрах. Но в общем и в целом, первая категория — это продукция, которая не вызовет у минимально заинтересованного в музыке семнадцатилетнего пацана ни реакции "что это за инопланетная неведомая 2аная х2ня?!", ни "что это за долбаная КСП-шная тягомотина?!". Минимально заинтересованный в музыке семнадцатилетний пацан, даже если предоставленный образец ему не слишком понравится, чётко осознает его в прагматических терминах — под это танцуют, под это тягают штангу, под это носятся на моцике (для соблазнения женщин, кстати говоря, первая категория предоставляет на удивление малое количество аудиопродукции).

II. Смешанные типы

Пойдёмте погуляем дальше по диаграмме Венна и перейдём к смешанным типам. Тем более, что многие лучшие образцы пост-индастриала ни в один из чистых типов целиком не укладываются.

1+2. Accessibility+Sound: Если только EBMщик, IDMщик или там индустриальный рокер не совсем тупой и вторичный, его обычно заносит в аудиоэкспериментирование. Любимый мной Front 242 отличился здесь дважды. Во-первых, пионерски определив EBM как жанр через оригинальную (на тот момент) комбинацию из наследия Kraftwerk и Пы'Орриджа и позволив своим последователям быть тупыми и вторичными (sorry, VNV Nation). Во-вторых, в течение карьеры выходя за пределы олдскульного EBMа через именно эксперименты со звуком. Ну, все наверное в курсе, что я угораю по ихнему альбому "Pulse", на который настоящие фанаты Фронта должны плевать и испражняться — и именно потому, что де Мейер на нём отошёл от заветов EBMа к чертям собачьим. Лучшие образцы industrial рокеров в общем тоже периодически залезают в экспериментальную зону, хотя в основном упражняются в том, кто злее задистортит.

1+3. Accessibility+Meaning: Вот тут у меня некоторые сложности по придумыванию примеров высококачественной продукции. Музыка в первой и третьей категориях часто и так не слишком сложная, так что повышение доступности идёт в основном на уровне текстов и образности. Получаются обычно уважаемые, но бесповоротно бледные singers/songwriters, запачканные эзотерикой. Sol Invictus сложно назвать вторичным чисто в силу стажа, Nævus периодически пытается припадать к истокам и рычать синтезаторами, но всё это конечно, как бы это сказать, не то. Важно, что "не то" здесь часто не музыкальное, а поэтическое — тот же Тибетушка, как ни крути, бескомпромиссно хороший поэт, Жеромчик с Пирсом весьма добротные версификаторы, а вот Вэйкфорд эээ, ну извенити. С коммерческим же успехом и массовостью здесь тоже как-то туго — широкая публика лучше послушает своё Country & Western, а тусовочка уже способна напрячься и на нечто большее.

Сюда же, в 1+3, я отношу и многих товарищей из industrial рока, хотя они в третью категорию заходят больше не по поводу эзотерики с архетипами, а по поводу socially disapproved drives. Ну фигли тут, Америка, land of the free, работа такая. Ministry со всеми своими side projects само собой вспоминается, из тех, что покруче.

2+3. Sound+Meaning: Ну чо, тут живёт сплошная радость. Дорогой моему сердцу Майкл Джира целиком обитает в этой зоне, заходя периодически то в третью (с Angels of Light), то во вторую (более крышесносная часть дискографии Swans). Сотонинский КСП в лице Тибетушки и Пирса тоже до последнего времени корни не забывал. Пирс, я считаю, вообще целиком скорее смешанный тип (хотя и первым из этих ребят взял гитарку в руки). Тибет же почти вплоть до коптского помешательства регулярно коллаборировал с товарищем Стэплтоном ("Special Plan" это, как вы знаете, вообще эпитома категории 2+3). Сейчас место товарища Стэплтона в секретной гастингской лаборатории Тибета похоже занял товарищ Лайлз — тоже в общем получается sound+meaning, но Стёпушка наш Стэплтон конечно круче.

Ну и кстати вдогонку, martial industrial весь из этой оперы конечно, во главе с ВИА Wappenbund. С одной стороны, всякие ауральные ужасы, а с другой крипто-Европа и речь фон Папена.

III. Роль Трента Резнора в мировой революции

Так вот, чем же с моей точки зрения уникален Трент наш Резнор со своим NIИ?

Да тем, что он в общем один из немногих, кто смог в жизни попасть в самую сердцевину, самую мякотку нашей диаграммы Венна и круче всех реализовать смесь из всех категорий сразу.

1. Accessibility: Она же commercial success. Ну что тут говорить-то долго? Кого ещё из этой тусовочки ведущие мировые кинорежиссёры звали песенки к фильмам писать? Я бы может позвал Кодениза музыку к фильму написать, я могу себе представить фильм, к которому Кодениз сделает хороший саундтрек, но я это я, а Оливер Стоун, это Оливер, простите, Стоун. Но не это главное. Чью песенку из авторов этой тусовочки крыли Дэвид Боуи, Питер Мёрфи и — Джонни Кэш? Джонни Кэш из этой тусовочки никого не крыл, а Джонни Кэш, он, ребята, почти как Иисус Христос. Кто Джонни Кэша не любит, тот и Христа не любит скорее всего, а кто Христа не любит, тот и не вполне human, мне кажется, потому что Иисус это самый серьёзный memetic complex, который высшие гоминиды себе придумали, серьёзнее для высших гоминид ничего практически нет.

2. Sound: Я субъективно скажу, но вы подумайте, прежде чем спорить. Из industrial рока никто не делал со звуком более интересных и странных вещей, чем Резнор. До кучи, говоря даже конкретно о "The Downward Spiral", мало кто из этой тусовочки был способен сделать архитектонически цельный альбом, с нетривиальным тематическим и мотивным материалом, хитрыми параллелями в структуре и т.д., и т.п. Мне вот кстати интересно — существуют ли качественно выполненные музыковедческие исследования той же "Спирали"? Помню, когда интернет был ещё молодой и Сашка П. объяснила мне всё про группу Can, я полез, простите, в Yahoo! и сразу нашёл про группу Can много высоколобых текстов от студентов-музыковедов. Неужели никто не разбирал детально "Спираль" — как разбирают профессионалы того же Тристана с его (недо)1баной Изольдой, с каталогом мотивов, перекрестными ссылками и всем, чем наука нас вооружила?!

3. Meaning: И опять-таки, попугать всех расчленёнкой и насилием могут многие, тут ума особого не требуется, но — опять-таки, подумайте прежде чем спорить, да переслушайте обсуждаемый материальчик — старина Трент делает это совсем по-особенному. Аня Ю. в своё время взялась слушать много металла, кровь, кишки, распидорасило, и справедливо замечала, что подавляющее большинство металлической продукции вызывает или скуку, или дикий смех, или умильное мимими (в последнем случае мы говорим например про Варга нашего Викернеса, он же ведь правда такая няша!). Revolting Cocks умеют весьма убедительно рассказать про отвели на мороз, окружили кольцом, но это в общем чаще всего рассказы о том, что жизнь борьба, просто со времён Мэтью Скаддера eight million ways to die успели превратиться в ten чисто за счёт роста населения. Резнор же достаёт изнутри тебя — тебя же самого и, аккуратно поворачивая из стороны в сторону, демонстрирует — и это, товарищи, пипец как страшно. Тем более, что Резнор, в отличие от Джиры, чувак в общем недобрый.

Уточнение: я не считаю, что NIИ это лучшее, что дал миру пост-индастриал. Просто у Трента получилась наиболее сбалансированная смесь из трёх компонентов.

IV. Заключение

Ну в общем, всё сказал. Пойдите, переслушайте "The Downward Spiral". С начала до конца. Раза три. А потом, если живы останетесь, переходите к "Pretty Hate Machine", "Broken", "Fragile", etc.

Tags: history, humanity, music, nin
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment